ТЕАТР ЭДУАРДА КОЧЕРГИНА. ДОСТОЕВСКИЙ, ЧЕХОВ, ТОЛСТОЙ
Эскизы и макеты к театральным постановкам разных лет из коллекций Театрального музея им. А.А. Бахрушина, Музея театрального и музыкального искусства, Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского, музеев МХАТа, Большого драматического театра, Малого драматического театра
Эдуард Кочергин – выдающийся театральный художник, главный художник БДТ им. Г.А. Товстоногова (с 1972 года). Оформил более двухсот спектаклей в России и за рубежом, в том числе на сценах МХТ им. А.П. Чехова, Малого театра, Театра им. В.В. Маяковского, Театра им. Моссовета, «Современника», Театра на Таганке, Et Cetera, Малого драматического театра – Театра Европы, в театрах Финляндии, Югославии, Польши, Венгрии, Франции, Германии, США, Канады, Японии. Работал со многими выдающимися театральными режиссерами, среди которых – Георгий Товстоногов, Анатолий Эфрос, Юрий Любимов, Кама Гинкас, Генриетта Яновская, Лев Додин и многие другие.
У Эдуарда Кочергина было много выставок, как в России (в Русском музее, Центральном театральном музее имени А.А. Бахрушина, Санкт-Петербургском театральном музее), так и за рубежом (во Франции, Финляндии, Канаде, Польше). Только в прошлом, юбилейном для художника году прошли его выставки в Эрмитаже и Бахрушинском музее. Но эти выставки были персональными и охватывали весь творческий период сценографа.
В рамках Платоновского феситваля в арт-галерее Камерного театра будет представлена необычная выставка Кочергина – его сценография, связанная с творчеством русских классиков: Фёдора Достоевского, Льва Толстого, Антона Чехова. Но это не только постановки по их произведениям, на выставке также будут представлены спектакли о жизни классиков русской литературы. «Насмешливое моё счастье» Леонида Малюгина – пьеса, основанная на переписке Чехова с близкими, и «Возвращение на круги своя» Иона Друце о последних днях жизни Толстого.
Кочергин всегда ставил своей целью перевести на пластический язык глубину мысли и чувства, своеобразие мировидения русских классиков. Выставка покажет, как художник, оставаясь верным себе, своей творческой индивидуальности, бескомпромиссно прорывается к достоевскому, толстовскому, чеховскому. Так, в «Кроткой» Достоевского он пропитывает павильон такой энергией столкновения «подпольного человека» с собой, что всё бытовое растворяется в драматизме пульсации его мятущейся души. Спектакль «История лошади» по повести Льва Толстого «Холстомер» стал классикой русского театра. Режиссёр Георгий Товстоногов называл декорацию «конюшней и одновременно мирозданием», и понимал, что «смысловое богатство было «извлечено» из точно организованного пространства сцены и самого простого материала – холста».
Зрители выставки смогут увидеть работу художника, помещенную в контекст спектакля. Помимо эскизов декораций и костюмов в экспозиции будут представлены макеты и фотографии из спектаклей – как мизансцен, так крупных планов артистов.
7 июня – 1 июля
Куратор: Надежда Хмелева