Активный Регион
22.06.22
среда

Пресс-конференция в Камерном | Часть третья: вопросы актуальной культурной повестки

Дальнейший разговор коснулся будущего Платоновского фестиваля искусств.

Артем Васильев, агентство бизнес-информации Abireg: В ответе на предыдущий вопрос вы упомянули Платоновский фестиваль. Какой деятель культуры, после вашего ухода, сможет на постоянной основе стать куратором этого фестиваля и какое вообще у него будущее, как вы это видите?

Михаил Бычков: Очень сложный вопрос. Потому что мы находимся в особом контексте. Если бы просто пришло время мне уступить место, но фестиваль жил бы и шел по тому пути и в тех обстоятельствах, в которых мы работали все эти годы — это была бы одна история. А сейчас мы все-таки в особых обстоятельствах. Поэтому то, каким будет фестиваль, зависит не только от фестиваля. Я хочу сказать, что уходя, я оставил за собой очень профессиональную команду. Это специалисты, прошедшие огромное количество испытаний, поднявшие сложнейшие разнообразные международного и российского уровня проекты. Все они остались на своем месте и никуда не делись, они работают, и выдержали два пандемийных года. Мы — единственный фестиваль, который все-таки очно не останавливался. И в 2020, и в 2021 году Платоновский фестиваль прошел очно, так, как, собственно, мало что проходило в этой стране, да и во всем мире — потому что была пандемия.

Хочу сказать, что, покидая по собственному решению свою должность художественного руководителя, я понимал, точно понимал, что я никого не подставлю, и что люди, которые остаются, способны определенное количество времени профессионально и достойно справляться без моего в этом деле участия. То есть, я утверждаю, что на сегодняшний день, при всей необычности этого мнения, Платоновский фестиваль год-полтора прекрасно обойдется без художественного руководителя. Программный отдел фестиваля — это люди, которые обросли за время работы знаниями, контактами, связями, впечатлениями, которые погружены глубоко в контекст российской, европейской, а теперь уже и мировой культурной жизни, которым не надо объяснять, чем отличается один хореограф или режиссер от другого. 

Фестивальное дело не укладывается в схему  «а давайте кого-то из театральных деятелей воронежских назначим ответственным за театральную программу, кого-то из музыкальных деятелей — ответственным за музыкальную программу, из Союза художников кого-то — за выставочную программу, и все получится, а эти ребята в Дирекции — они все обеспечат». Поверьте, они обеспечат все прекрасно только если будут делать дело, в которое они верят и которое им самим нравится, а во-вторых, они квалифицированнее любых других специалистов в нашем регионе с точки зрения фестивальной, в том, чем им приходится сейчас заниматься.

Другое дело, идею, которую, по-моему, озвучил наш губернатор — назначать художественного руководителя Платоновского на конкурсной основе — я считаю правильной. Это мировая практика. Вопрос только — как будет составлено конкурсное задание, условия конкурса и кто будут эксперты этого конкурса, кто будет принимать решение? Тут есть вопросы, и есть тревога, но, скорее всего, мне кажется, просто не надо слишком с этим торопиться. Один фестиваль МАРШАК сейчас без худрука Дирекция провела.

Второй?.. Можем поговорить о Платоновском фестивале 2022 года, если вам это интересно. Я могу сказать, что он уже готов, причем готова третья по счету программа. Сегодня эта программа лежит на столе у руководителей Воронежской области, я только не знаю, на каком этаже, то есть, дошло ли это до того этажа, на котором наконец будет принято решение. Но то, что работа сделана, и что за качество этой работы можно, так сказать, поручиться — я это смею утверждать.

Так складывается, что принимать решение нужно вот сейчас. Нельзя откладывать, понимаете? Что такое сделанная работа? Это достигнутый огромный комплекс договоренностей, взаимоувязанных с огромным количеством творческих коллективов, институций и творческих деятелей. На определенные сроки! И дальше, сейчас это надо осознать, что фестиваль стоит на определенной черте, которая требует принятия решения. Либо его проводить, и тогда начинать объявлять его программу завтра, покупать билеты для участников завтра, с учетом неработающего аэропорта это поезда, а вы знаете, что такое в конце августа-начале сентября поезда, подписывать договора и платить авансы завтра, потому что люди, которые пообещали принять участие в Платоновском фестивале, не будут сидеть и ждать середины или конца августа, когда их позовут в Воронеж. Это место в их творческом календаре должно быть занято: или это театры, и они продают спектакли на своем стационаре, или это музыканты и они уже запланировали выступления в концертных залах. Сейчас все они готовы приехать на Платоновский в начале сентября. И если ситуация позволяет проводить фестиваль, то надо принять решение о его проведении. Если — а мы не знаем всей полноты информации — ситуация не позволяет проводить фестиваль по каким-то причинам, то эти причины явно лежат за пределами работы дирекции, они в какой-то другой сфере находятся, то надо принять это решение и объявить, что в 2022 году Платоновский фестиваль в связи с политической ситуацией не может быть проведен. Он не состоится. Это тоже возможно, но решение надо принять, самое худшее в этом случае будет — это тянуть с его принятием либо потом сваливать его отмену на то, что команда фестиваля сработала недостаточно хорошо. А это неправда.

Весь июнь в различных соцсетях у меня всплывают воспоминания: «в этот день три года назад», «в этот день пять лет назад», «в этот день шесть лет назад». То, что мы творили эти 12 лет, то, что к нам весь мир приезжал, то, что Воронеж в июне — это город-праздник, настоящая культурная столица — это счастье, которое уже в истории Воронежа написано на её страницах. Время непростое, но так или иначе надо сделать, наверное, все, чтобы это дело не прервалось, не остановилось или не улучшилось по рецептам некоторых деятелей, которые никогда фестивали не посещали и в принципе не понимают, что это такое.

Я тут читал очень много советов и высказываний на тему Платоновского. Платоновский он, знаете, принадлежит всем. И бренд «Платоновский» — это хорошо, но я просто хочу напомнить — сделайте что-нибудь свое, зачем нужно противопоставлять одно другому? Нужно взять проект, начать его делать и довести до уровня, когда всем в него будет хотеться вцепиться и, так сказать, его приватизировать.

Когда нам с Николаем Симоновым было поручено, предложено делать проект по воронежскому костюму «Народный. Нарядный. Обрядовый», мы сделали супер-проект. И если бы это был проект многолетний, я уверен, что мы способны сделать проект, такой фестиваль народного творчества и фольклора, который будет лучший в России. Для этого не надо делать его вместо МАРШАКа, или МАНДЕЛЬШТАМФЕСТа, или вместо Платоновского. Нужно делать разные вещи. Просто нужно делать хорошо и талантливо. А то, что есть — беречь, потому что, я повторяю, у Платоновского фестиваля, как и у Камерного театра, как и у Никитинского театра — огромная аудитория. Это люди, которым это нужно. Им нужны эти спектакли, эти концерты, эти выставки эти встречи, эта атмосфера, это дружелюбие, эти контакты со сложным искусством, эти яркие, ни на что непохожие впечатления. Таких людей в нашем городе немало.

А нашим руководителям я желаю как можно скорее определиться с нынешним Платоновским фестивалем. Это действительно нужно делать и буквально — не сегодня, так завтра.

Татьяна Ткачева, Российская газета: Михаил Владимирович, а если они не сегодня, так завтра, говорят «да», то это будет международный фестиваль?

Михаил Бычков: Насколько мне известно, да. Мы на связи с дирекцией. То, что они сделали — там восемь или девять стран. Это новые страны, это страны, которых у нас не было, но это тоже интересно. Это отражение момента. Фестиваль, в конце концов, конечно, созвучен времени, и фестиваль этого года будет другим, чем предыдущие фестивали. Они какие-то чудеса проявили, и там есть все: хореография, музыка, драматические спектакли. Там по России огромная география, там не только Москва и Питер, а много-много регионов.

Тем более, это сложно в смысле логистики, но все согласились, насколько я понимаю, приехать из Москвы на поездах, это уже условия приглашения. Просто это надо делать заранее, и все. Также, как и публике, просто людям, им надо сейчас определиться, чтобы начать с сентября куда-то ходить. Потому что сейчас они все разъедутся, им надо до того, как они все разъедутся, составить планы и принять решения.