Открытие выставки Елены Черкасовой «Небесные граждане»
5 февраля в 17:00 в арт-галерее Воронежского Камерного театра откроется выставка художника Елены Черкасовой «Небесные граждане». В экспозиции будут представлены работы разных лет.
Елена Игоревна Черкасова родилась в 1959 году в московской интеллигентной семье. Отец её был крупным ученым, мать — преподавателем иностранного языка, дед был заключенным сталинских лагерей. Елена отличалась своевольным, бунтарским характером, не признавала официального советского искусства и не хотела иметь что-то общее с комсомолом, делать официальную карьеру. В молодости писала картины, известные среди представителей московской богемы, андеграундной молодежи 80-х годов.
Пережив серьёзный духовный кризис, Елена пришла к христианской вере и ушла в церковную, приходскую жизнь. Активную жизнь внутри церковной общины в ее случае нужно рассматривать не как бытовые обстоятельства, на фоне которых протекает жизнь художника, но как фундамент творчества, источник очень многого в ее картинах, – вплоть до сюжетов некоторых из них.
Сегодня Елена более 20-ти лет пишет картины и рисует, имея главную тему – удивительность и радость христианской жизни.
В 1998 г. состоялась первая персональная выставка художницы в галерее «Манеж», ее выставки проходили в ЦДХ, Саратовском музее им. Радищева, епархиальных музеях Самары, Тулы, Екатеринбурга и в других городах. В 2009 г. состоялся творческий вечер в Инженерном корпусе Третьяковской галереи, ежегодно проходит выставка в культурном центре «Покровские ворота». В 2017 г. при участии христианских культурных центров прошла выставка в итальянских городах – Вероне, Сереньо и Сериате.
Поэт и искусствовед Михаил Кукин:
«На что опирается Елена Черкасова, где истоки ее стиля, чем он питается? Это фрески Древнего Египта, иконописная традиция коптов, иконы русского Севера? Или народная игрушка и росписи керамики? Резьба и вышивка? Детский рисунок? Или большая традиция наивной живописи Нового времени, например, Анри Руссо или Нико Пиросмани? Видно, что ее живописный язык вобрал в себя очень много – из того, что Черкасова любила и ценила с детства. Но потребовалась большая, долгая работа души и ума, чтобы ее собственный стиль созрел и воплотился, проявился в ее работах».