Лекции Михаила Бычкова в США
С 4 по 18 октября художественный руководитель Камерного прочитал серию лекций о современном российском театре и провел мастер-классы в Амхерст Колледже, Принстонском и Йельском университетах.
Поделиться опытом с американскими коллегами Михаила Бычкова пригласил Русский центр в Амхерст Колледже. Именно в этом вузе прошла его первая из трех запланированных в США лекций. Режиссер говорит, что свой рассказ о наиболее ярких тенденциях в сегодняшнем российском театре он основывал прежде всего на опыте, полученном во время работы в жюри фестиваля-премии «Золотая Маска», где была представлена вся палитра театральной жизни, включая поиски и эксперименты. На примере Воронежского Камерного театра, ставшего одним из заметных явлений на театральной карте нашей страны, Михаил Бычков рассказал об организации, принципах финансирования и функционировании российской театральной модели. Вопросы творческой свободы и независимости, государственного регулирования культурной деятельности, цензуры и самоцензуры действующих участников театрального процесса тоже нашли отражение в лекции.
Слушателей интересовал и уникальный для России опыт создания и развития международного Платоновского фестиваля, которым руководит Михаил Бычков. На лекции присутствовали профессора, преподаватели и студенты Амхерст Колледжа и других вузов города. На следующий день режиссер встретился со студентами, изучающими в Колледже театральное искусство, и провел с ними мастер-класс.
Затем Михаил Бычков прочитал лекции для профессоров и преподавателей кафедр славистики, аспирантов и студентов Принстонского и Йельского университетов. В Принстоне режиссер принимал участие в семинаре, посвященном пьесе Чехова «Три сестры». В Йель Драма Скул, действующей при Йельском университете, провел занятия со студентами, изучающими режиссуру под руководством профессора Юрия Кордонского. Темой этих занятий стал метод действенного анализа, описанный в известном труде учителя Бычкова, выдающегося педагога Марии Кнебель.
Кроме того, во время своей поездки художественный руководитель Камерного познакомился с устройством и организацией театров, которые существуют при этих учебных заведениях, возглавляющих рейтинги лучших вузов США.
«Удивительно, что на другой стороне планеты, в совершенно другом, абсолютно самодостаточным и благополучном мире бережно хранятся и исследуются рукописи русских писателей, редчайшие книги, изданные в России в разное время, картины выдающихся русских художников, серьезные ученые исследуют творчество не только наших всемирно признанных классиков, но и, скажем, поэтов блокадного Ленинграда и современную русскую литературу, – говорит Михаил Бычков. – Что студенты из Австралии, Ирана, Великобритании, Техаса, Нью-Йорка занимаются в Йеле разбором гоголевского "Ревизора", а принстонские студенты пытаются разгадать далекого от них Чехова. Что университеты тратят средства на то, чтобы получить из первых рук информацию о культурных процессах в далекой от них стране и считают это важным для полноты своего понимания мира».